Ежегодно, в рамках реализации федеральной Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, с целью выявления, поддержки и поощрения эффективно работающих школьных библиотек Ямало-Ненецкого автономного округа; популяризации и распространения результативного и инновационного опыта работы библиотек образовательных организаций автономного округа проводиться конкурс «Школьная библиотека будущего». С 10 февраля по 25 июня 2020 года школьная библиотека МБОУ СОШ № 6 под руководством Мелентьевой Екатерины Викторовны принимала участие данном конкурсе» и стала победителем в номинации «Библиотека как социокультурный центр жизни школы».
Деятельности библиотечно – информационного центра МБОУ СОШ №6
Школьная библиотека формировалась и развивалась в рамках отечественной школы, традиционно занимая особое место в сфере образования. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивали влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения школьников. Наш современник, известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что школа становится подлинным очагом культуры лишь в том случае, если в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги.
Социально-политические, экономические и культурные преобразования, как известно, существенным образом повлияли на современную библиотечную практику, изменили структуру библиотечной сети. Отразились они и на школьной библиотеке. Федеральная программа развития образования, ФГОС содержат явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая в нашей школе была реорганизована в школьный библиотечно-информационный центр. Ведь именно здесь может зарождаться интерес к чтению, формироваться информационная грамотность и культура, развиваться способность к самостоятельному обучению благодаря использованию библиотечных фондов – традиционных и на электронных носителях, новых информационных технологий и педагогического сопровождения. И образовательное учреждение, и библиотечно-информационный центр преследуют единую цель: способствовать формированию мотивации обучающегося к саморазвитию, самообразованию через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Поэтому существенным компонентом функционирования учебной библиотеки является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.
Под современным библиотечно-информационным центром мы понимаем структурное подразделение общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права всех участников образовательно-воспитательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Библиотечно-информационный центр, о котором пойдет речь в предлагаемой работе, является структурным подразделением муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Салехарда». В своей деятельности библиотечно-информационный центр руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О библиотечном деле», Федеральным законом «О противодействии экстремисткой деятельности», приказами, информационными письмами Департамента образования Администрации г. Салехарда ,Уставом МБОУ СОШ № 6, Положением о библиотечно-информационном центре школы. Учебная и творческая деятельность учащихся, организованная в библиотечном центре, соотносится с современными реалиями (помещение, оборудование, фонд) и актуальными направлениями работы, рекомендуемыми региональной и муниципальной системой образования, комплексным планом работы школы, литературой по библиотековедению и библиографии.
Показатели деятельности библиотеки
Учет в библиотечно-информационном центре МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Салехарда» позволяет держать на контроле такие показатели библиотечной статистики, как количество и категорию читателей, посещаемость, читаемость, обращаемость, величину и состав фонда. Читателями ШБИЦ являются 735 человек из числа обучающихся, преподавателей и других работников школы.
| 2018-2019 | 2019-2020 |
Средняя посещаемость | 17 | 21 |
Средняя читаемость | 18 | 20 |
Обращаемость фонда | 1,7 | 1,9 |
Книгообеспеченность на одного обучающегося |
9 |
11 |
В 2019-2020 году происходит повышение средних показателей деятельности ШБИЦ, так как библиотека была оснащена новой техникой и мебелью, увеличился книжный фонд, более активно стала проходить работа по привлечению учащихся к чтению книг.
Динамика показателей библиотечно-информационного центра
Применение разнообразных форм и методов работы с читателями прямым образом отражается на всех статистических показателях работы ШБИЦ. Работа с читателями - одно из самых основных направлений работы библиотекаря. Обслуживание ведется на абонементе и в читальном зале в соответствии с Правилами пользования библиотечно-информационным центром. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием .
Количество читателей
В течение двух лет количественный показатель читателей БИЦ изменился незначительно. По сравнению с 2018/2019 годом количество зарегистрированных читателей в 2019/2020 учебном году увеличилось на 6 человек.
| 2018-2019 | 2019-2020 |
Всего обучающихся | 714 | 716 |
Всего читателей | 768 | 774 |
Записано обучающихся 1-4 классов | 355 | 377 |
Записано обучающихся 5-9 классов | 305 | 303 |
Записано обучающихся 10-11 классов | 54 | 36 |
РДЧ | 54 | 58 |
Показатель книговыдачи
2018-2019 | 2019-2020 |
5934 | 6605 |
В 2019/2020 учебном году было выдано на 671 книгу больше, чем в прошлом учебном году.
Обновление фонда за последние два учебных года
Фонд библиотечно-информационного центра отобран и организован по системе ББК, что способствует решению воспитательных, образовательных, культурологических и информационных задач.
За 2018/2019 учебный год фонд БИЦ пополнился на 2983 экземпляра, тем самым обновился на 6 %. В 2019/2020 учебном году увеличение фонда фиксировалось на отметке 6,2 % (3295 экз.). В центре заранее планируется комплекс мероприятий по комплектованию фонда – предварительный анализ состава фонда, заказ, прием, обработку, учет и своевременное списание школьных учебников.
Общий книжный фонд обновился за последний год на 6,2 %. Учебный фонд ежегодно обновляется на 13-14%. Фонд методической, художественной и научно-популярной литературы пополнился на 4,3 %. Фонд учебных пособий ежегодно обновляется на 23-25 %. Для сопровождения образовательного процесса в библиотечном центре имеется фонд медиаресурсов, который составляет 568 экземпляров.
Библиотечно-информационный центр формирует реальные и потенциальные читательские потребности обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей. Фонд укомплектован печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана.
Фонд ШБИЦ (экз.) | ||||
| 208-2019 | Обновление фонда | 2019-2020 | Обновление фонда |
Всего фонд | 49034 | 2983 (6%) | 52329 | 3295 (6,2%) |
Учебники | 14146 | 2037 (14,3%) | 16281 | 2135 (13,1%) |
Учебные пособия | 1972 | 496 (25,1%) | 2572 | 600 (23,3%) |
Художественная литература | 19900 | 0 | 19900 | 0 |
Справочный материал | 12448
| 450 (3,6%) | 13008
| 560 (4,3%) |
Медиатека | 568 | 0 | 568 | 0 |
Создание условий для удовлетворения информационных,
культурных потребностей пользователей БИЦ
Главная составляющая библиотечной среды — информационная. Задача школьного библиотечно-информационного центра - обеспечение доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует ФГОС.
В ШБИЦ учащиеся могут отобрать качественную информацию, учатся оценивать степень достоверности и полноты источников, развить свою информационную компетентность. При организации исследовательской работы он выступает как научно-методический центр и отвечает за формирование читательской культуры, грамотности, расширение читательского кругозора. Для педагогических работников предоставляются информационно-методические документы в печатном и электронном виде. Для различных групп читателей регулярно оформляются книжные выставки, разрабатываются библиотечные уроки, проводятся тематические обзоры по литературе.
Согласно ФГОС библиотекарю необходимо приложить максимум усилий для выработки у обучающихся умения самостоятельно выбирать интересующую информацию. В связи с этим большая роль отводится урокам библиотечно-информационной грамотности. В течение 2018/2019 и 2019/2020 учебного года в библиотечно-информационном центре школы регулярно проводились библиотечные уроки по основным темам:
- Приглашаем в библиотеку
- Правила пользования книгой
- Газеты и журналы для детей
- Структура книги
- Выбор книг в библиотеке
- Научно - познавательная литература для младших школьников
- Структура книги. Как читать книги. Читательский дневник.
- Выбор книг. Библиографические указатели
- Научно-популярная литература для подростков.
- Каталоги и картотеки
- Периодические издания для молодежи
- Методы самостоятельной работы с книгой
Совершенствование форм и методов библиотечного обслуживания и внедрение инновационных форм индивидуальной и массовой работы
Основными формами массового руководства чтением обучающихся являются книжные выставки, обзоры литературы, беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные игры, презентации. При этом акцент делается на те формы работы, где ребенок готов слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Цель мероприятий: показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями.
В 2018 – 2020 годах в библиотечно-информационном центре школы проводились разнообразные мероприятия:
- Экскурсии в библиотеку для первоклассников -8
- Книжные выставки, оформлено -53
- Беседы- презетации о писателя и поэтах -15
- Беседы о прочитанных книгах -27
- Уроки информационной грамотности – 64
- Конкурсы рисунков -10
- Участие в мероприятиях, проводимых городскими библиотеками -7
Массовая работа в библиотечно-информационном центре объединяет обучающихся с различными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. Участие в мероприятиях развивает у обучающихся инициативу, обостряет эмоциональное восприятие, позволяет активно использовать свой творческий потенциал ( Приложение №1).
Использование информационных технологий в работе библиотеки и уровень обеспечения библиотеки современными техническими средствами, в том числе мультимедийной техникой
Переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьного библиотечно-информационного центра, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов и рекомендовать их детям. Электронные образовательные ресурсы являются одной из самых ценных составляющих образовательной информационной среды. Именно в образовательных ресурсах концентрируется содержательная составляющая учебного процесса.
Для повышения качества обслуживания учащихся, привлечения детей к чтению, развития навыков информационной грамотности в 2018- 2019 учебном году в библиотеке школы была произведена модернизация (Приложение № 2). Силами работников школы в помещении библиотеки был сделан косметический ремонт. На денежные средства спонсоров были закуплено оборудование и мебель для оснащения ШИБЦ.
Оснащение библиотечно-информационного центра школы мультимедийной техникой | |
Наличие рабочего места библиотекаря: компьютер | Компьютер Dell Е2318Н |
Наличие читального зала (указать число рабочих мест) | Читальный зал на 16 рабочих мест |
Наличие работающих средств для сканирования и распознавания текстов | Многофункциональное устройство KYOCERA Ecosys M2040dn- 1 ед. |
Наличие в библиотеке стационарных или переносных компьютеров (указать количество единиц) | Стационарные компьютеры – 8 ед. |
Обеспеченность выхода в Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеке | Роутер для установки сети WI- FI в читальный зал |
Наличие контролируемой распечатки бумажных материалов (есть доступ к принтеру) | Многофункциональное устройство KYOCERA Ecosys M2040dn- 1 ед. |
Наличие контролируемого копирования бумажных материалов (есть доступ к ксероксу) | Многофункциональное устройство KYOCERA Ecosys M2040dn- 1 ед. |
Наличие мультимедийного оборудования | Интерактивная панель Teach Touch |
Работа библиотечно-информационного центра направлена на предоставление равного и своевременного доступа к хорошо организованному и разнообразному собранию ресурсов. Оснащение центра техникой и мебелью находится на должном уровне.
Развитие и укрепление социального партнерства
Тема социального партнерства как одного из направлений совершенствования библиотечного обслуживания – не нова: ей посвящен целый ряд публикаций в профессиональной прессе. Однако именно сейчас, в быстро меняющемся мире информационных технологий, она особенно актуальна.
Библиотечно-информационный центр школы активно сотрудничает с МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Салехарда, библиотекой Дружбы Народов, поддерживает тесную связь со школьными библиотеками города. Библиотекарь школы принимает участие в работе профессионального объединения педагогических работников.
Представление опыта работы библиотек
Уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах, потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя – основные характеристики современного библиотекаря.
Опыт работы библиотечно-информационного центра на тему: «Инновационные методы продвижения детской книги к читателю» был представлен на осенней сессии профессиональных объединений педагогический работников в 2019-2020 учебном году.
Создавая образ современного библиотечно-информационного центра, библиотекарь использует все возможности: новые технологии, научную литературу, профессионализм, практический опыт и творчество. В наше время происходят кардинальные изменения в образовании, что влечет обязательные изменения в структуре, направлениях и содержании библиотечной работы. Вся деятельность центра направлена на привлечение учеников - читателей, на воспитание любви к книге, к чтению, на формирование умения поиска информации, на сохранение, развитие и укрепление духовно-нравственных основ личности. Преследуя главную цель, которую сформулировал Николай Александрович Рубакин, русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель: «Цель библиотечной работы – всегда и везде служить возвышению читателя. Отсюда правило для нее: приспособляйся, но лишь настолько, чтобы приспособлять. Но тут необходимо иметь в виду еще одну сторону: библиотека должна в высшей степени бережно относиться к личности читателя. Она ведь должна раскрывать перед читателем кругозор, развертывать перед ним широкие перспективы, указывать ему длинные ряды лучших книг», - наш библиотечно-информационный центр гармонично решает запросы и проблемы современного общества и человека. И в этой длительной, каждодневной работе участвуют педагоги, школьники, родители, социальные партнеры при непосредственном участии библиотекаря.