Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Салехард
+7 (34922) 4-28-52 - приемная
+7 (34922) 4-21-34 - директор
629003, г. Салехард, ул. Чкалова д. 14

Школьная библиотека

Ежегодно, в рамках реализации федеральной Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, с целью выявления, поддержки и поощрения эффективно работаю­щих школьных библиотек Ямало-Ненецкого автономного округа; популяризации и распространения ре­зультативного и инновационного опыта работы библиотек образовательных организаций автономного округа проводиться конкурс «Школьная библиотека будущего». С 10 февраля по 25 июня 2020 года школьная библиотека МБОУ СОШ № 6 под руководством Мелентьевой Екатерины Викторовны принимала участие данном конкурсе» и стала победителем в номинации «Библиотека как социокультурный центр жизни школы».

 

 

Деятельности библиотечно – информационного  центра МБОУ СОШ №6

 

Школьная библиотека  формировалась и развивалась в рамках отечественной школы, традиционно занимая особое место в сфере образования. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивали влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения школьников. Наш современник, известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что школа становится подлинным очагом культуры лишь в том случае, если в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ родного слова и культ книги.

Социально-политические, экономические и культурные преобразования, как известно, существенным образом повлияли на современную библиотечную практику, изменили структуру библиотечной сети. Отразились они и на школьной библиотеке.  Федеральная программа развития образования, ФГОС содержат явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая в нашей школе была реорганизована в школьный библиотечно-информационный центр.  Ведь именно здесь может зарождаться интерес к чтению, формироваться информационная грамотность и культура, развиваться способность к самостоятельному обучению благодаря использованию библиотечных фондов – традиционных и на электронных носителях, новых информационных технологий и педагогического сопровождения.   И образовательное учреждение, и библиотечно-информационный центр преследуют единую цель: способствовать формированию мотивации обучающегося к саморазвитию, самообразованию через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Поэтому существенным компонентом функционирования учебной библиотеки является взгляд на нее как на информационно-библиотечную среду, систематизирующую имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающую открытый доступ к информации, формирующую информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющую комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.

Под современным библиотечно-информационным центром мы понимаем структурное подразделение общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права всех участников образовательно-воспитательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

Библиотечно-информационный центр, о котором пойдет речь в предлагаемой работе, является структурным подразделением муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Салехарда». В своей деятельности библиотечно-информационный центр руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О библиотечном деле», Федеральным законом «О противодействии экстремисткой деятельности», приказами, информационными письмами Департамента образования Администрации г. Салехарда ,Уставом МБОУ СОШ № 6, Положением о библиотечно-информационном центре школы. Учебная и творческая деятельность учащихся, организованная в библиотечном центре, соотносится с современными реалиями (помещение, оборудование, фонд) и актуальными направлениями работы, рекомендуемыми региональной и муниципальной системой образования, комплексным планом работы школы, литературой по библиотековедению и библиографии.

Показатели деятельности библиотеки

Учет в библиотечно-информационном центре  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Салехарда» позволяет держать на контроле  такие показатели библиотечной статистики, как количество и категорию читателей, посещаемость, читаемость, обращаемость, величину и  состав фонда. Читателями ШБИЦ являются 735  человек из числа обучающихся, преподавателей и других работников школы.

 

2018-2019

2019-2020

Средняя посещаемость

17

21

Средняя читаемость

18

20

Обращаемость фонда

1,7

1,9

Книгообеспеченность на одного обучающегося

 

9

 

11

 

В 2019-2020  году происходит повышение средних показателей деятельности ШБИЦ,  так как библиотека была оснащена новой техникой и мебелью, увеличился книжный фонд, более активно стала проходить работа по привлечению учащихся к чтению книг.

 

Динамика показателей библиотечно-информационного центра

Применение  разнообразных форм и методов работы с читателями прямым образом отражается на  всех статистических показателях работы ШБИЦ. Работа с читателями - одно из самых основных направлений работы библиотекаря. Обслуживание ведется на абонементе и в читальном зале в  соответствии с Правилами пользования библиотечно-информационным центром. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием .

 

Количество читателей

В течение двух лет количественный показатель читателей БИЦ изменился незначительно. По сравнению с 2018/2019 годом количество зарегистрированных читателей в 2019/2020 учебном году увеличилось на 6 человек.

 

2018-2019

2019-2020

Всего обучающихся

714

716

Всего читателей

768

774

Записано обучающихся 1-4 классов

355

377

Записано обучающихся 5-9 классов

305

303

Записано обучающихся 10-11 классов

54

36

РДЧ

54

58

 

Показатель книговыдачи

2018-2019

2019-2020

5934

6605

В 2019/2020 учебном году было выдано на  671 книгу больше, чем в прошлом учебном году.

 

Обновление  фонда за последние два учебных года

Фонд библиотечно-информационного центра отобран и организован по системе ББК, что способствует решению воспитательных, образовательных, культурологических и информационных задач.

За 2018/2019 учебный год фонд БИЦ пополнился на 2983 экземпляра, тем самым обновился на 6 %. В 2019/2020 учебном году увеличение фонда фиксировалось на отметке  6,2 % (3295 экз.). В центре заранее планируется комплекс мероприятий по комплектованию фонда – предварительный анализ состава фонда, заказ, прием, обработку, учет и своевременное списание школьных учебников.

Общий книжный фонд  обновился за последний год на 6,2 %. Учебный фонд ежегодно обновляется на 13-14%. Фонд методической, художественной и научно-популярной литературы  пополнился на 4,3 %. Фонд учебных пособий ежегодно обновляется  на 23-25 %. Для сопровождения образовательного процесса  в  библиотечном центре имеется фонд медиаресурсов, который составляет 568 экземпляров.

Библиотечно-информационный центр  формирует реальные и потенциальные читательские потребности обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей. Фонд укомплектован  печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана.

Фонд ШБИЦ (экз.)

 

208-2019

Обновление фонда

2019-2020

Обновление фонда

Всего фонд

49034

2983 (6%)

52329

3295 (6,2%)

Учебники

14146

2037 (14,3%)

16281

2135 (13,1%)

Учебные пособия

1972

496 (25,1%)

2572

600 (23,3%)

Художественная литература

19900

0

19900

0

Справочный материал

12448

 

450 (3,6%)

13008

 

560 (4,3%)

Медиатека

568

0

568

0

 

Создание условий для удовлетворения информационных,

культурных потребностей пользователей БИЦ

Главная составляющая библиотечной среды — информационная. Задача школьного библиотечно-информационного центра - обеспечение доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует ФГОС.

В ШБИЦ учащиеся могут отобрать качественную информацию, учатся оценивать степень достоверности и полноты источников, развить свою информационную компетентность. При организации исследовательской работы он выступает как научно-методический центр и отвечает за формирование читательской культуры, грамотности, расширение читательского кругозора. Для педагогических работников предоставляются информационно-методические документы в печатном и электронном виде.  Для различных групп читателей регулярно оформляются книжные выставки, разрабатываются библиотечные уроки, проводятся тематические обзоры по литературе.

 Согласно ФГОС библиотекарю  необходимо приложить максимум усилий для выработки у обучающихся умения самостоятельно выбирать интересующую информацию. В связи с этим большая роль отводится урокам библиотечно-информационной грамотности. В течение 2018/2019 и 2019/2020 учебного года в библиотечно-информационном центре школы регулярно проводились библиотечные уроки по основным темам:

  1. Приглашаем в библиотеку
  2. Правила пользования книгой
  3. Газеты и журналы для детей
  4. Структура книги
  5. Выбор книг в библиотеке
  6. Научно - познавательная литература для младших школьников
  7. Структура книги. Как читать книги. Читательский дневник.
  8. Выбор книг. Библиографические указатели
  9. Научно-популярная литература для подростков.
  10. Каталоги и картотеки
  11. Периодические издания для молодежи
  12. Методы самостоятельной работы с книгой

 

Совершенствование форм и методов библиотечного обслуживания и внедрение инновационных форм индивидуальной и массовой работы

 

Основными формами массового руководства чтением обучающихся являются книжные выставки, обзоры литературы, беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные игры, презентации. При этом акцент делается на те формы работы, где ребенок готов слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Цель мероприятий: показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали «разумное, доброе, вечное»; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями.

В 2018 – 2020 годах в библиотечно-информационном центре школы проводились разнообразные мероприятия:

  1. Экскурсии в библиотеку для первоклассников -8
  2. Книжные выставки, оформлено -53
  3. Беседы- презетации о писателя и поэтах -15
  4. Беседы о прочитанных книгах -27
  5. Уроки информационной грамотности – 64
  6. Конкурсы рисунков -10
  7. Участие в мероприятиях, проводимых городскими библиотеками -7

Массовая работа в библиотечно-информационном центре объединяет обучающихся с различными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. Участие в мероприятиях развивает у обучающихся инициативу, обостряет эмоциональное восприятие, позволяет активно использовать свой творческий потенциал  ( Приложение №1).

 

Использование информационных технологий в работе библиотеки и уровень обеспечения библиотеки современными техническими средствами, в том числе мультимедийной техникой

 

 Переизбыток информации, наличие недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают незаменимой роль школьного библиотечно-информационного центра, одна из задач которой состоит в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные ресурсы для формирования фондов электронных материалов и рекомендовать их детям. Электронные образовательные ресурсы являются одной из самых ценных составляющих образовательной информационной среды. Именно в образовательных ресурсах концентрируется содержательная составляющая учебного процесса.

Для повышения качества обслуживания учащихся, привлечения детей к чтению, развития навыков информационной грамотности  в 2018- 2019 учебном году в библиотеке школы была произведена модернизация (Приложение № 2). Силами работников школы  в помещении библиотеки был  сделан косметический ремонт. На денежные средства спонсоров были закуплено оборудование и мебель для оснащения ШИБЦ.

 

Оснащение библиотечно-информационного центра школы мультимедийной техникой

Наличие рабочего места библиотекаря: компьютер

Компьютер Dell Е2318Н

Наличие читального зала (указать число рабочих мест)

Читальный зал на 16 рабочих мест

Наличие работающих средств для сканирования и распознавания текстов

Многофункциональное устройство KYOCERA  Ecosys M2040dn- 1 ед.

Наличие в библиотеке стационарных или переносных компьютеров (указать количество единиц)

Стационарные компьютеры – 8 ед.

Обеспеченность выхода в Интернет с компьютеров, расположенных в библиотеке

Роутер для установки сети WI- FI в читальный зал

Наличие контролируемой распечатки бумажных материалов (есть доступ к принтеру)

Многофункциональное устройство KYOCERA  Ecosys M2040dn- 1 ед.

Наличие контролируемого копирования бумажных материалов (есть доступ к ксероксу)

Многофункциональное устройство KYOCERA  Ecosys M2040dn- 1 ед.

Наличие мультимедийного оборудования

Интерактивная панель Teach Touch

Работа библиотечно-информационного центра направлена на предоставление равного и своевременного доступа к хорошо организованному и разнообразному собранию ресурсов. Оснащение центра техникой и мебелью находится на должном уровне.

 

Развитие и укрепление социального партнерства

Тема социального партнерства как одного из направлений совершенствования библиотечного обслуживания – не нова: ей посвящен целый ряд публикаций в профессиональной прессе. Однако именно сейчас, в быстро меняющемся мире информационных технологий, она особенно актуальна.

Библиотечно-информационный центр школы активно  сотрудничает с МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Салехарда, библиотекой Дружбы Народов, поддерживает тесную связь со школьными библиотеками города. Библиотекарь школы принимает участие в работе профессионального объединения педагогических работников.

 

Представление  опыта работы библиотек

Уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах, потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя – основные характеристики современного библиотекаря.

Опыт работы библиотечно-информационного центра  на тему: «Инновационные методы продвижения детской книги к читателю» был представлен на  осенней сессии профессиональных объединений педагогический работников в 2019-2020 учебном году.

Создавая образ современного библиотечно-информационного центра, библиотекарь использует все возможности: новые технологии, научную литературу, профессионализм, практический опыт и творчество. В наше время происходят кардинальные изменения в образовании, что влечет обязательные изменения в структуре, направлениях и содержании библиотечной работы. Вся деятельность центра направлена на привлечение учеников - читателей, на воспитание любви к книге, к чтению, на формирование умения поиска информации, на сохранение, развитие и укрепление духовно-нравственных основ личности. Преследуя главную цель, которую сформулировал Николай Александрович Рубакин, русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель: «Цель библиотечной работы – всегда и везде служить возвышению читателя. Отсюда правило для нее: приспособляйся, но лишь настолько, чтобы приспособлять. Но тут необходимо иметь в виду еще одну сторону: библиотека должна в высшей степени бережно относиться к личности читателя. Она ведь должна раскрывать перед читателем кругозор, развертывать перед ним широкие перспективы, указывать ему длинные ряды лучших книг», - наш библиотечно-информационный центр гармонично решает запросы и проблемы современного общества и человека. И в этой длительной, каждодневной работе участвуют педагоги, школьники, родители, социальные партнеры при непосредственном участии библиотекаря.