Проект «Школа – поликультурный образовательный центр»
Лежнина Татьяна Николаевна, заместитель директора по социальной работе, Черниченко Людмила Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Корякина Екатерина Станиславовна, заместитель директора по воспитательной работе.
Актуальность.
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако, в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой – принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр.
Эта проблема довольно остро проявляется в нашей образовательной организации, где обучаются дети 33 национальностей, каждая из которых привносит в социум свою культуру, обычаи, взгляды. Поэтому так важно в условиях этнического многообразия воспитать у учащихся толерантное сознание и поведение. Научить доброжелательно относиться к людям другой национальности, обогащая, тем самым, друг друга.
С целью решения данной задачи педагогический коллектив МБОУ СОШ № 6 города Салехарда с 2012 года реализует инновационный социокультурный проект «Школа – поликультурный образовательный центр» (далее – Проект).
Результативность.
За три года реализации Проекта создана комплексная модель толерантного воспитания школьников, включающая приобщение подрастающего поколения к этнической, российской многонациональной культуре, сформирована мотивационная готовность родителей к реализации системы формирования у детей основ толерантности.
Творческая новизна.
В связи с тем, что в последнее время социально–значимая деятельность школы вышла за рамки образовательной организации, а наше учреждение является социокультурным центром микрорайона, появилась необходимость в создании комплексной модели толерантного воспитания учащихся, которая строится на интеграции учебной и внеучебной деятельности. Комплексная модель включает: разработку и апробацию программы «Толерантность–гармония многообразия», издание пособий для педагогов и родителей, реализацию социально-значимых проектов.
Описание социокультурной практики.
На ступени начального общего образования (1-4 классы) использование в практике национально-регионального компонента обеспечит развитие этнической толерантности у детей. При организации работы в рамках Проекта для детей среднего школьного возраста (5-11 классов) учитывается, что главным приоритетом в их жизни становится общение со сверстниками. Поэтому открытие тренажёрного центра «Диалог» с привлечением детей из семей мигрантов (в том числе детей-инвалидов), дискуссионных клубов «Открытый микрофон», «Диалог культур», «Мир в объективе» создаёт условия для сплочения подростков, раскрытия их творческого потенциала. В мероприятиях Проекта для ребят старшего школьного возраста активно используется Технология дебатов, которая позволяет подросткам выражать собственную гражданскую позицию, обсуждать проблемы насилия в мире, права человека в отдельно взятой группе и в государствах с различными политическими режимами, границы свободы и ответственности. Особое место в Проекте также отведено участию в разнообразных межвозрастных социально-значимых проектах: «Виртуальный музей школьной жизни «В семье единой» и т.д.
К ожидаемым результатам социальной практики школа относит отсутствие межнациональных конфликтов в детской среде.
В прошедшем учебном году учащиеся стали победителями и призерами городских конкурсов социальных проектов «Все мы разные – все мы вместе!», фестиваля детского народного творчества «Все краски Ямала». Литературные проекты «Православные святыни Салехарда» и «Православная азбука» признаны лучшими детскими работами в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2015 году опубликован авторский сборник «Методика и опыт», куда вошли методические разработки по развитию толерантности в образовательном пространстве. Медийный проект «Православный Ямал» опубликован в журнале «Рождественские чтения».
Достижения детей и педагогов школы формируют положительный имидж школы, как поликультурного центра. Активными участниками Проекта являются не только обучающиеся ОО, педагоги, но и родители учеников, а также представители заинтересованных структур и ведомств, в том числе специалистов окружного МВК им. И.С. Шемановского, сотрудники городской библиотеки, Салехардской епархии Русской Православной Церкви и Мусульманской мечети в г. Салехарде.
Школьный проект «Толерантность–гармония многообразия», реализуемый в рамках проекта «Школа – поликультурный образовательный центр», является победителем конкурса по отбору муниципальных образований в автономном округе для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих Государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа «Безопасный регион» на 2014-2020 годы» и обладателем гранта на сумму 100 тыс. рублей.
Воспроизводимость.
Система данного проекта и его отдельные элементы при необходимости могут быть воспроизведены другими муниципальными образования, как в коллективной практике, так и в индивидуальной. Проект позволит: объединить усилия педагогического сообщества в решении проблем толерантного воспитания; предложить современные механизмы реализации целевых программ и проектов в данной сфере.
Официальный сайт: http://shd6school.ucoz.ru/
Контактная информация: 629008, г. Салехард, ул. Чкалова, 14, телефоны: 8 (34922) 4-21-34, 4-35-10, 4-36-02, 4-28-52.