Развитие детской одаренности
В муниципальной образовательной системе важное значение уделяется поддержке талантливых детей. Разработанная региональная Модель выявления, поддержки и развития одарённых детей предлагает образовательным учреждениям несколько направлений деятельности для определения собственной концепции. С целью создания благоприятных условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей детей в МБОУ СОШ №6 разработана программа «Одаренные дети». В ней реализуется направление «Развитие сети дистанционных олимпиад, Интернет-олимпиад, компетентностных олимпиад, творческих конкурсов и других мероприятий»
Нами выделяются следующие категории одаренных детей:
с высокими общими интеллектуальными способностями, дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и с конкретными академическими способностями
с высокими творческими способностями
с высокими лидерскими способностями
с высокими спортивными способностями
Виды одаренности | Составляющие одарённости | Как проявляется |
Академическая одаренность | Общая интеллектуальная одарённость
| Учащиеся имеют успехи во всех школьных предметах; |
Узкая интеллектуальная одарённость | Учащиеся имеют способности к усвоению одной или нескольких предметов | |
Творческая одарённость | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Модель выявления одаренных детей в МБОУ СОШ № 6
К работе по выявлению одаренных детей будут привлекаться специалистыразличных категорий: психолог, педагоги, родители. Для выявления диапазона способностей учащихся психолог проводит различные виды тестов. Классные руководители и учителя – предметники наблюдают за развитием учащихся, предлагают выбрать из календаря мероприятий те, которые способствуют более полному раскрытию потенциала детей. Разрабатывается индивидуальная программа развития одаренности.
Подготовка детей к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям организуется по следующей схеме:
1 этап Выявление одарённости ребёнка
2 этап Определение олимпиад, в которых ребёнок планирует участвовать в течение года
3 этап Создание банка олимпиадных заданий прошлых лет
4 этап Решение олимпиадных заданий учеником самостоятельно
5 этап Совместная отработка трудных вопросов с педагогом
6 этап Участие в олимпиадах
7 этап Анализ участия.
Результативность участия в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях оценивается в баллах по следующим критериям.
Уровни олимпиад, конкурсов | Результаты | Очные | Дистанционные |
Муниципальный | Победитель | 4 | 1 |
Призёр | 3 | 0,5 | |
Региональный | Победитель | 6 | 3 |
Призёр | 5 | 2 | |
Всероссийский | Победитель | 8 | 4 |
Призёр | 7 | 3 | |
Лауреат | 6 | 2 | |
Международный | Победитель | 10 | 6 |
Призёр | 8 | 5 | |
лауреат | 7 | 3 |
Баллы за результаты участия во всех олимпиадах, конкурсах суммируются и делятся на их количество. Каждый учитель, наставник одаренного ребёнка сдает банк достижений учащихся 1 раз в полугодие. Мониторинг результативности работы с одарёнными детьми проводится 1 раз в год, результаты вносятся в банк одаренных детей. В конце учебного года выстраивается рейтинг результативности участия детей в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях и обучающиеся награждаются на школьной линейке «За честь школы».
определялась исключительно по количественным показателям (количество участников конкурсов и олимпиад, количество победителей и призёров, количество проведённых мероприятий и т.д.).